витторио де сика — режиссер
«похитителей велосипедов»,
как и другие представители
итальянского неореализма
(роберто росселлини, лукино
висконти, джузеппе де сантис),
в процессе созданиях картин
придерживался трех «правил»,
которые и стали определяющими
для упомянутого кино-течения:
во-первых, сотрудничать лишь
с непрофессиональными или
малоизвестными кино-актерами.
отчасти, конечно, это правило
было следствием экономического
коллапса, но нельзя не учитывать,
что большинство крупных на тот
момент кино-актеров уже снялись
в картинах, пропагандирующих
фашизм, поэтому волей-неволей
выбор падал на людей «с улицы».
так — на съемках «похитителей
велосипедов» роль антонио риччи
(отца) исполнял токарь, его жену
сыграла журналистка, а их сына —
8-летний курьер лавки овощей.
во-вторых, смещать акцент
с кино-героев на «маленьких»
людей с простыми историями
и реалистичными концовками
(чаще темными, чем светлыми).
война показала, какой огромной
ошибкой стал отказ от человека
как от общественной единицы —
и кинематограф неореализма
поставил перед собой задачу
не просто обратить внимание
на эту проблему, но и увидеть
ее во всей «красе» — той, чем
она действительно и является.
конец картины де сика —
отличное подтверждение.
и, в-третьих, отказываться
от всего, что подкрашивает
настоящую жизнь в кадре:
«железный» монтаж, музыка,
театральные кадры и сцены,
искусственное освещение,
переходы, эффекты, монтаж.
например, чтобы снять сцену
на рынке, съемочной команде
«похитителей велосипедов»
пришлось преграждать путь
трамваям на площади витторио.
и ведь не возникает ни сомнения,
что происходящее правдиво —
зритель втягивается в действие.
итальянский неореализм на
то ведь и реализм, чтобы
находить способ отказываться
от вышеперечисленных средств.
может, этого нам и не хватает
в сегодняшнем кинематографе?