урок №1/4 —
подготовка
к сценарию
в качестве задания к 1-му уроку
предлагаю вам посмотреть фильм
"истории, которые мы рассказыва-
ем" канадской режиссерки сары
поллипроанализировать его
с точки зрения содержания урока
(задача/нарратив/дискурс) и обра-
тить внимание на сформулирован-
ные мной вопросы и наблюдения

*важное — задание подразумевает
не пассивные чтение моих заметок
и просмотр фильма, а активное уча-
стие в мыслительном процессе —
то есть, письменное размышление*

1) 1-ый эпизод (1-2 минуты)
с точки зрения монтажа кадров
и способа их съемки — каково?

2) в чем особенность архив-
ных кадров, как они сняты?

3) какие вопросы задают, как
их формулируют (расскажи исто-
рию, будто я чужой человек)?

4) «что скажешь про съемки это-
го фильма?» — как способ сбить
страх перед камерой, процессом

5) интересно — каждый член семьи
говорит об одном и том же близком
человеке — целый портрет — будто
речь о разных людях, а не об 1м

6) способ/формат съемки — «как
только люди проявляют интерес к ка-
мере, отводишь ее на крышу/пейзаж»

7) рассказывая о членах семьи, рас-
крывается не только герой, о котором
идет речь, но и сам рассказчик

8) тема секса — неожиданно, остро

9) 15:38 — смелое переворачивание
камеры — то, что кажется запре-
щенным в худож. кино, становится
отличной формой в документальном

10) нужный инструмент — просить
героя повторять сказанное (эмоцио-
нальное, сложное, личное)

11) музыкальное сопровождение,
которое отвечает вкусу героев
фильма, а не онлайн-эстетике

12) как режиссер в монтаже где-то
буквально показывает то, о чем идет
речь (просто, наглядно, "в лоб"),
а где-то показывает нечто совершенно
не соответствующее повествованию —
нет цензуры а-ля "должно быть так"

13) рассказывание историй из жизни
семьи перемежается с репликами от
1-го лица — трагичные события под-
крепляются барочной музыкой, но тут
же разрешаются комментариями из-
вне — и автор, не скрывая, смеется

14) использование в фильме архив-
ных кадров как бы легализует отказ
от гонки за качеством изображения

15) музыка как способ обрамить —
взять в скобки один из эпизодов
фильма (когда она заканчивается,
начинаются новые темы/вопросы)

16) повторение сказанного, дрожь
камеры, оговорки, расфокус — все
это не ошибки режиссера, а его
инструментарий — так он делает
историю более документальной

17) монтаж одних и тех же кад-
ров в разных эпизодах фильма как
лейтмотив, который выстраивает
порядок в создаваемом нами кино

18) невыносимый по содержанию
эпизод, когда звучит вопрос про
смерть человека, которого любит
герой фильма, не требует искус-
ственной драматизации — не мешает
никакая музыка, нет игры с соеди-
нением нескольких кадров один
поверх другого — тишина, паузы,
вздохи, взгляды, отказ говорить
под предлогом "не помню" — вот
где жизнь и правда, не поддающи-
еся сомнениям (лишь дальше, ког-
да режиссер выждал нужное время,
начинается путь к разрядке
через контрапунктную (контраст-
ную) музыку и до шуток и смеха)


Made on
Tilda