1930-1941
довоенное кино
довоенное кино
1930-1941
довоенное кино (1930-1941) — период влияния на кино театра, свойственной ему помпезности и темы "большого человека-героя, побеждающего внешний мир", против которой в будущем бастовали режиссеры "новых волн", называя многие картины этого периода "папским кинематографом"(исключение: генри форд, ренуар, хич-
кок и еще пара "пап", которым удавалось удивлять молодых авто-
ров, демонстрируя смелость, новаторство, воображение). помимо влияния тетра сказывался, конечно, исторический период надви-
гающихся кризисов, 2 мировой войны, цензуры и еще сырой раны
1 мировой войны, ужасы которой формировали видение и тему
режиссеров той эпохи. так — возникала претензия на взгляд
в великое прошлое и тревожное будущее, когда казалось, что худшее миновало, пока оно-то и подкрадывалось из-за угла.
"М убийца"
(Фриц Ланг)
Германия
1931
(Алексей Гусев)
Фриц Ланг
Когда в 1933-м к власти придут поклонники кинематографа Фрица Ланга, тот без лишних раздумий покинет страну: еще бы, логику своих собственных фильмов он — в отличие от синефилов в форме — знает назубок и целиком. У любого рейха есть метраж, ибо всякая иллюзия преходяща. Велик город Вавилон, и потому падет.
В начале 1930-х годов гениальный продюсер MGM Ирвинг Тальберг собрал всех своих сценаристов и режиссеров на показ немецкого триллера «М» Фрица Ланга, а затем массово раскритиковал их за то, что они не делают фильмы столь новаторские, захватывающие, глубокие и коммерческие, как этот. Конечно, признал Тальберг, если бы кто-нибудь представил студии историю о серийном убийце детей, который в конечном итоге стал трагической жертвой и обвинил бы все слои общества в коррупции, более глубокой, чем его психоз, его бы немедленно выгнали со сцены. В то время как Голливуд впервые увидел, что звуковые изображения лучше всего подходят для поющих мюзиклов и театральных постановок в гости-ной, поколение европейских кинематографистов поняло потенциал нового средства для острых ощущений и психологических эффектов.
(Стивен Шнайдер)
"Великая иллюзия"
(Жан Ренуар)
Франция
1937
Наиболее утонченным межвоенным фильмом о войне бесспорно счи-тается «Великая иллюзия» Жана Ренуара, снятая в роковом 1937 году. О ней не скажешь лучше, чем сделал это Франсуа Трюффо: «Великая иллюзия» была исторической картиной, она отставала
от переживаемой эпохи. Годом позже Чаплин в «Диктаторе» уже
дал картину современных войн. «Великая иллюзия» же была настоя-щим рыцарским фильмом с войной, которая рассматривалась если не
как искусство, то, по крайней мере, как спорт, отважное приклю-чение, где скорее меряются силой, нежели истребляют друг друга. Немецкие офицеры в духе Штрогейма вскоре были изгнаны из армии третьего рейха, а французские офицеры в духе Пьера Френе поуми-рали от старости. «Великая иллюзия» состояла в том, что вери-лось, будто эта война будет последней.
(Андрей Плахов)
Жан Ренуар
"Леди исчезает"
(Альфред Хичкок)
Британия
1938
(Михаил Ямпольский)
Альфред Хичкок
«Леди исчезает» стал кульминацией английской карьеры мастера, самым успешным его фильмом, снятым на родине, которую он вскоре покинет, отправившись по приглашению Дэвида О. Селзника рабо-тать в Голливуд. Головокружительному успеху «Леди исчезает» способствовала прекрасная работа актеров — Маргарет Локвуд (са-мой знаменитой английской актрисы времен Второй мировой войны) в роли Айрис и выдающегося театрального актера Майкла Редгрейва в роли Гилберта (первая крупная роль Редгрейва в кино). Фильм «Леди исчезает» канонизировал хичкоковский стиль в кино. Клод Шаброль и Эрик Ромер — авторы первой книги о Хичкоке — считают эту картину суммой всех приемов и мотивов, наработанных режис-сером за английский период его творчества. Что же составляет неувядаемое своеобразие фильма? Фильмы Хичкока английского периода (как, впрочем, и более поздние) являют странную смесь юмора и саспенса, несокрушимой внутренней логики и абсурда, иногда предельно гротескного. На первый взгляд внутренняя логи-ка «Леди...» безупречна, все происходящее в фильме получает де-тективную мотивировку. Но при этом зрителя не оставляет чувство нелепости происходящего. Сам Хичкок в полной мере отдавал себе отчет в экстравагантности своих историй.
"Гражданин Кейн"
(Орсон Уэллс)
США
1941
В один из октябрьских дней 1938 года жители Нью-Йорка услышали по радио странное и тревожное сообщение. Чей-то панически зву-чавший голос извещал слушателей, что к Земле из космоса прибли-жаются инопланетяне — с намерениями, без сомнения, враждебными. В крупнейшем городе одной из самых просвещенных стран мира на-чалась массовая истерия. Перепуганные насмерть люди звонили в полицию, в редакции газет, выбегали с наспех собранными пожит-ками на улицу, мчались в автомобилях, сами не зная куда... Говорят, были даже случаи самоубийств! Вскоре, однако, выясни-лось, что невероятное сообщение, взбудоражившее Нью-Йорк, было всего лишь рекламным анонсом радиоспектакля, который подготовил Орсон Уэллс по мотивам романа знаменитого однофамильца «Война миров». Странно, что автора передачи не линчевали! Больше того: скандальная популярность обеспечила ему в конце концов контракт с кинофирмой. Так началась кинематографическая карьера Орсона Уэллса. Так появился на свет «Гражданин Кейн». «Гражданин Кейн» действительно не имеет себе равных: трудно найти, с чем он схож. Прежде всего, это настоящая свистопляска кадров. Действие ленты развивается отнюдь не в строгой последовательности, завещанной нам еще греками. Смешиваются начало, середина, конец. Монтажные кадры не вытекают один из другого: они как бы взрываются, возни-кая и исчезая. Формальное богатство фильмов Уэллса, их новатор-ство (необязательно на уровне первооткрытия), особая выразитель-ность их пластики (был у режиссера изумительный оператор Грегг Толанд) неоспоримы.
Орсон Уэллс
(Леонид Трауберг)
Made on
Tilda